Абляция антарктического ледникового покрова складывается из откола айсбергов, таяния и испарения на поверхности, выноса снега ветрами, таяния на нижней поверхности шельфовых ледников и дельт выводных ледников. Основной статьей расхода является откол айсбергов, а их таяние происходит уже в океане за пределами ледникового покрова.
Учесть эту статью расхода очень трудно, так как откол айсбергов происходит нерегулярно: в отдельные годы и в отдельных частях побережья откола айсбергов может вообще не быть, а в других местах могут отходить сразу огромные айсберги, объем которых превосходит годовое накопление атмосферных осадков на всей площади ледникового покрова.
Так, в 1964 г. от шельфовых ледников Эймери и Западного и от выводного ледника Полар-Рекорд откололись гигантские айсберги, общая площадь Которых составила 16 380 км2, а объем - около 3300 км3. В разное время на других шельфовых и выводных ледниках также наблюдался откол огромных айсбергов (выводные ледники Денмена, Нинниса, Мерца, шельфовые ледники Росса, Ронне-Фильхнера и др.). В настоящее время считают, что на откол айсбергов приходится около 85% общей абляции ледников Антарктиды.
За счет поверхностного таяния ледниковый покров теряет массу в узкой краевой зоне, в районах антарктических оазисов и вокруг выступающих над ледяной поверхностью горных хребтов и нунатаков. В результате в период абляции могут образовываться небольшие временные озера и водотоки. Однако сток талых вод настолько мал, что не играет существенной роли в балансе массы ледникового покрова.
Вынос снега с материка ветрами различными исследователями оценивается с огромными расхождениями. Так, Ф. Леве и Мадиган считают, что через каждый километр береговой линии выносится от 18 до 60 млн т снега, а В. М. Котляков оценивает ветровой вынос снега в 1,5 - 3 млн т на 1 км линии побережья [Котляков. 1961]. Измерения производились в разных частях антарктического побережья, и их нельзя распространять на весь периметр материка.
Очень неопределенна также величина таяния-намерзания на нижней поверхности плавучих частей шельфовых ледников и дельт выводных ледников. Измерения проводились в очень немногих пунктах, и полученные результаты противоречивы. Еще более проблематичен вопрос о стоке талых вод из-под материкового ледникового покрова.
Большей определенностью отличается приходная статья баланса. На поверхности антарктического ледникового покрова ежегодно аккумулируется твердых осадков около 2000 км3 в слое воды. Годовая аккумуляция изменяется от 2-5 г/см2 в центре Восточной Антарктиды до 60 г/см2 на ее побережье и до 90 г/см2 на побережье Западной Антарктиды.
Подсчитать достаточно точно приходно-расходный баланс массы Антарктического ледникового покрова пока не удается. Остается открытым даже вопрос о знаке баланса. Одни исследователи считают, что антарктический ледниковый покров деградирует, другие - что он имеет положительный баланс массы, а третьи склоняются к мысли о его квазистационарном состоянии. Разногласия связаны с недостаточностью наблюдений и трудностью определения прихода и главным образом расхода массы льда в антарктическом ледниковом покрове.
В Гляциологическом словаре [1984. С. 419] приводятся следующие цифры, приближенно характеризующие баланс массы ледникового покрова Антарктиды (км3 в год в водном эквиваленте):
Приход:
- аккумуляция снега на поверхности ледникового покрова - 2 000
Расход:
- талый сток - 10+5
- вынос снега ветром - 20± 10
- таяние ледника на ложе - 50±20
- баланс таяния-намерзания на нижней поверхности ледников - 320±Х
- откол айсбергов - 2 400±720
Нам представляется, что на современном уровне знаний баланс массы ледникового покрова правильнее считать близким к нулевому (квазистационарным).