• Главная
  • Великие Водопады
    • Йосемитский водопадВодопад Йосемити
    • Ниагарский водопадКанадский водопад
    • Водопад АнхельСамый высокий в мире водопад
    • Водопад ВикторияВодопад Моси-оа-тунья
    • Водопад ГуаираВодопад Сети-Кедас
    • Водопады ИгуасуВодопад Игуасу
    • Водопад КонВодопад Кхон
    • Водопад МутаразиДвухкаскадный водопад Мутарази
    • Водопад ТугелаВторой по высоте водопад мира
    • Водопад УтигордКаскадный водопад Утигорд
    • Зейгеланский водопадБольшой Зейгеланский водопад
  • Шельфовые Ледники
  • Ледники
  • Статьи
  • Водопады
  • Главная >
  • Статьи >
  • Кар (форма рельефа)

Кар (форма рельефа)

Автор: vodopad-lednik
Опубликовано: 07 декабря 2014
Создано: 07 декабря 2014
Обновлено: 07 июня 2016
Просмотров: 3787
Кар занятый ледником

Кар занятый ледником
Кар (от нем. Kar (кувшин, желоб)) цирк, креслови́на - форма рельефа, естественное чашеобразное углубление в привершинной части склонов гор. Кары имеют крутые, часто отвесные, задние и боковые стенки, дно полого-вогнутое, занятое, обычно, ледником.

В некоторых карах имеются скопление фирна, в других - сезонные накопления снега. Очень часто, там где ледники отступили, дно каров заполнено водой - так образовано большинство высокогорных озёр. У внешнего края кар имеет невысокий порог (ригель). Часто от кара вниз по склону идёт ложбина эрозионного происхождения, где весной стекают талые воды или протекает постоянный ручей.

 

Пустой кар, на дне которого расположено озеро

Пустой кар, на дне которого расположено озеро

В среднем для каров характерна ширина 1-2 км при высоте задней стенки около 300 м, но они могут достигать ширины 16 км при высоте задней стенки до 3 км (на горе Маунт-Листер, Антарктика).

Продольные профили каров описываются кривой вида y = a (1 − x) e-x, где а может быть от 0,5 до 2. Поперечные профили близки к U-образным профилям троговых долин.

Образование каров начинается с накопления масс снега в водосборных воронках ручьев, которые под действием морозного выветривания превращаются в нивальные кары, у которых, в отличие от настоящих каров, днище наклонено наружу и не ограничено ригелем. С переходом снежников в каровые ледники, скользящих по ложу, начинают вырабатываться бассейны выпахивания и ригели, а морозное выветривание на верхней границе ледников или в бергшрундах подкапывает задние стенки и ведёт к их отступанию. Скорости ледникового углубления каров составляют 25-90 мм/1000 лет в Канадской Арктике, 500-600 мм/1000 лет в Норвегии, до 1300 мм/1000 лет в Скалистых Горах.

 

Схема формирования кара

Схема формирования кара

Расширение каров приводит к тому, что их соседние стенки пересекаются и образуются острые гребни и пирамидальные пики - карлинги. Особо острые зубцы гребней называют иглами или жандармами. При дальнейшем расширении каров они могут слиться и образовать крупный ледниковый цирк, а при разрушении задних стенок - короткий сквозной трог.

Развитие каров происходит вблизи снеговой границы, поэтому высо́ты их днищ используют для реконструкции высот древней границы питания ледников.

http://sportcity74.ru/ газовый обогреватель kovea fireball для палатки.
  • Обратная связь
  • Карта сайта
  • Политика конфиденциальности
© Все права защищены. 2023
Статьи